Мамы в древности и современности
22 ноября 2024
В Центральной библиотеке Томского района сегодня прошло историко-познавательное мероприятие о мамах и воспитании детей.
Дети в Средневековье не были ценностью для семьи, а их жизнь и смерть полностью зависели от воли отца. Младенцами в условиях голода, бедности и отсутствия гигиены часто пренебрегали. Историки отмечают случаи детоубийства, когда ребенок в большой и бедной семье становился обузой. Например, на севере Скандинавского полуострова долгое время был распространен обычай выносить из дома больных и слабых младенцев, оставляя их на гибель. И лишь когда отец брал ребенка к себе на колени и смачивал водой его лоб, малыш получал право на существование.
Детская смертность в то время была высочайшей: до трети всех детей умирали в первые месяцы жизни, а до девяти лет не доживало около 40%. И дело было не только в бедности, голоде, отсутствии гигиены и отсутствии запрета на детоубийство. Дети погибали от удушья, от ожогов кипятком, укусов домашних животных. Впрочем, смерть малыша, не достигшего семилетнего возраста, не сильно огорчала родителей. Не предусматривался даже траур по этому поводу. Смерть сопровождала сознание средневекового человека с самого рождения, ну а уж гибель ребенка была обыденным и не сильно примечательным событием.
7 лет — тот рубеж, который отделял детство от «маленького взрослого». К этому времени ребенок уже осваивал речь и умел внятно выражаться, так что и отношение к нему было совсем другое, нежели к малышам. На ребенка, сумевшего вынести все испытания и дожить до этого возраста, смотрели как на продолжателя рода и на еще одного кормильца в семье. При этом фраз «тебе еще это рано знать», «вот когда вырастешь, тогда поговорим», средневековые родители не знали. Например, детей водили на зрелища публичных казней. Считалось, что публичная казнь человека несет очищение от скверны, а ее жестокость усмирит насилие в обществе.
Основная мысль средневековых авторов о воспитании ребенка — это строгость и побои. Считалось, что наказания несут исключительно целительную роль для маленького человека, так как отучают его от плохих деяний.
Детей могли отдать на воспитание в другую семью по всей Европе. В среде знати германцев, например, отдавали детей в другие семьи ради установления более прочных дружественных связей между кланами и семьями. Также и сыновья рыцарей, ремесленников с малых лет переходили к другим людям, чтобы там приобрести навыки, необходимые для их занятий. Некоторые историки полагают, что причинами распространения такого обычая было мнение, что хоть родители и могут чему-то научить, но гораздо больше знаний ребенок получит от чужих людей.
Конечно, для современного человека все это кажется диким и жестоким, однако вряд ли можно упрекать средневековых родителей в отсутствии любви к своим детям. Сохранились письма, в которых мамы беспокоятся о здоровье и благополучии своих детей. А дети, покидая свои родные дома, нередко плакали и горько переживали. Просто это была другая эпоха, другое мировоззрение и другие люди.
В Древней Руси считалось, что детство является истоком всех качеств взрослого человека, и только правильное воспитание определяет то, кем вырастет человек. В семье была строгая иерархия отношений. Отец являлся главой семейства, авторитетом. Дети должны были беспрекословно его слушаться, подчиняться его воле. У детей не было права голоса, с их мнением не считались. До 3–4 лет вся забота о детях лежала исключительно на матери. Она знакомила их с миром и бытом и уже с раннего возраста привлекала дитя к мелкой домашней работе.
Воспитанием мальчиков занимался отец. Он привлекал их к физическому труду и мелкой работе по своему ремеслу. Мальчиков отцы брали с собой в поля, где они помогали растаскивать навоз, убирали жесткие комки земли, чтобы они не мешали при работе с плугом.
Маленькие работники боронили поля, а когда исполнялось 9 лет, уже умели хорошо стрелять из лука, ставить ловушки на уток. К десяти годам вовсю занимались рыболовством. А с 12 лет мальчики уже жили отдельно от матери и обучались воинскому делу.
В дворянских семьях через некоторое время после рождения к ребёнку приставляли няню или кормилицу, которые и занимались его воспитанием. После того, как дети достигали пятилетнего возраста, их расселяли в разные комнаты, к мальчикам вместо няньки приставляли дядьку, который воспитывал, следил за ними и ухаживал. Роль родителей заключалась в посещении детей и осуществлении контроля за их воспитанием. После того, как ребёнку исполнялось 7 лет, к нему приставляли гувернера или гувернантку, которые занимались его обучением. Физическая сила прививалась детям путём ежедневных тренировок и строгим соблюдением распорядка дня. В комплекс тренировок входило фехтование, гимнастические упражнения, верховая езда и плавание. Дворянских детей обучали наукам, что было одним из отличительных признаков принадлежности к аристократии. Основой хорошего воспитания считалось владение иностранными языками (латынь, греческий, французский). Нравственность была одним из необходимых качеств истинного дворянина. Это находило своё отражение в отношении к семье: почитание родителей, целомудрие.
Современные мамы уже давно перестали быть только домохозяйками. Современная мама успевает уделять время не только семье, но и ухаживать за собой, постоянно развиваться и участвовать в социальной жизни, вести здоровый образ жизни. Современные мамы пытаются достичь высоких результатов в карьере, реализовать себя и свои возможности, стараются быть финансово независимыми.И все же, каким бы ни был образ современной мамы, мама, прежде всего, должна оставаться мамой для своего ребёнка, любящей и заботливой!
Юным гостям была представлена тематическая презентация. В беседе ребята рассказали о своих семьях - кто в семье главный, как родители наказывают за непослушание - в основном, это запреты на что-либо и воспитательные разговоры, физически не наказывают никого:), рассказали о том, "за что" любят своих мам, о любимых блюдах, которые готовят мамы, среди них самые популярные - макароны по-флотски, блины и окрошка!
Разговор получился очень содержательным, интересным! Ребята уже готовы - поздравления и подарки любимым мамам ждут назначенного часа!
Дорогие мамы, с праздником!
Пусть ваши дети будут вашей гордостью!
Пускай впереди у них будет много побед и достижений!
Пускай ваши ночи будут спокойными,
а дни — радостными и солнечными!
Шубенкина Н.С.